Глава 22. Конечные цели

Наша цель – Коммунизм

Наша цель - Коммунизм. Общество всеобщей справедливости. Общество, где ни один человек не будет паразитировать на других. Общество, где труд на благо общества будет в жизни каждого высшей целью и высшим удовлетворением. Общество, где накопление материальных благ перестанет быть смыслом жизни, где человек будет есть, чтобы жить и творить, а не жить для того, чтобы есть.

Опыт СССР и развитие технологии показывают, что построение материально-технической базы коммунизма - не проблема. Эта база практически уже была создана в СССР, она давала каждому человеку средства полноценного питания, комфортность условий жизни в тяжелой по климату стране, необходимые условия для разнообразного отдыха.

Главное условие коммунизма - это решение проблемы воспитания людей. До тех пор, пока подавляющее число всего населения страны не станет людьми, разговаривать о сроках построения коммунизма смешно и бессмысленно.

Но как воспитать коммунистического человека? В СССР, казалось бы, предпринималось все возможное для этого. Начиная с детского сада, маленькому человеку рассказывали о том, что надо быть коллективистом, делиться с другими, не жадничать, ограничивать свои потребности. Назвать товарища «единоличник» - это было оскорблением на грани фола.

Это же продолжало говориться ему и в школе, и в детских организациях, в которые записывали практически всех – в октябрятах и пионерах. И уж точно, в каждой семье родители наставляли детей – не врать, не подличать, быть честными и добрыми. Писалась масса книг, выходили на экраны мультипликационные, художественные фильмы. Однако результат был незавиден. Казалось, откуда только брались в советском обществе – обществе строителей коммунизма все пороки обществ прошлых эпох – лень, стяжательство, корысть, подлость и безответственность, наплевательское отношение к делу и к другим людям? Критики СССР и социализма ответ находили в неизменной и порочной сущности человека, которая, проявляясь как его природа, делает бессмысленным попытки воспитать из каждого ребенка человека высоких моральных качеств. Но сущность человека – это, во-первых, не нечто данное от природы, и, во-вторых, не нечто неизменное.

«...Сущность человека,— писал К. Маркс,— не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»

А, следовательно, те проявления подлости и корысти обуславливаются общественными отношениями, которые их тем или иным образом порождают. И важнейшая роль среди всех таких отношений принадлежит отношениям производственным, складывающимся в условиях общественного производства между людьми, в нем участвующими. Именно они не просто влияют на поведение человека, а, в конечном счете, определяют это поведение, определяют помыслы и стремления людей. И если производственные отношения основаны на эксплуатации человека человеком – что удивляться, что они порождают в душах людей корысть и подлость, бесчестность и  безответственность. Но пытаться найти корень проблем воспитания коммунистического человека в особенностях производственных отношений в СССР мешала господствующая идеология и интересы определенного класса людей. Если признать, что причина неудач воспитания обусловлена не “наследием проклятого прошлого”, а особенностями производственных отношений господствующего в СССР способа производства – а именно, то, что основан он на эксплуатации человека человеком, тогда неизбежно возникают тяжелые вопросы – а действительно ли в СССР построен социализм,  и реальны ли перспективы построения коммунизма? Ответа на эти вопросы ни официальные идеологи, ни руководители СССР дать не могли и не хотели, и поэтому жестко блокировали даже попытки их задавать. (Подробнее о сути сложившегося в СССР общественного строя было сказано в части I «Марксизм. Перезагрузка!»).

Уродливость производственных отношений, построенных на эксплуатации человека человеком,   проявляется в формируемых под их влиянием личных качествах человека,  более того, она и порождает их  – алчность, корысть, стяжательство, наплевательское отношение к делу, бюрократизм, безответственность и т.д. Причем, если ранее эксплуатация била по классу угнетенных, а эксплуататоров касалась только в моменты восстаний, то с развитием капиталистических производственных отношений картина начала меняться. Конечно, сейчас не работают по 16 часов в день, а наемные трудящиеся в развитых капиталистических странах Запада весьма и весьма обеспеченные люди. Но природу их эксплуатации это не меняет – они по прежнему создают продукт, который не является их собственностью, и которым они не могут распорядиться, а посему и безразличны к нему. Именно с этого момента эксплуатация оборачивается против класса эксплуататоров – и не в виде забастовок и восстаний, которые можно подавить силой или договориться, а в скрытой, трудно управляемой форме – наплевательского отношения к труду, которое в терминах науки политэкономии является тормозом развития производительных сил общества. Отсюда попытки стихийных и теоретически обоснованных поисков путей преодоления эксплуатации сначала на уровне организационно-трудовых отношений (отношений между людьми непосредственно на предприятии), а, затем, и на уровне производственных отношений в рамках всего общества (подробнее см. в части I  «Марксизм. Перезагрузка!»). Реализация найденного теоретически верного способа увеличения производительных сил общества и будет залогом того, что "природа" человека начнет меняться в сторону человека коммунистического.

А инструментом, который поможет этой реализации должно стать государство. Но, чтобы это стало возможным, необходимо сделать государство инструментом, которое служит не отдельному классу или группе лиц, а всему обществу, государством, служащим народу.

Цель и состав нашего государства

Практически любое дело человека можно считать его защитой от опасностей и трудностей жизни в этом мире. Человек выращивает хлеб - он защищает себя и других от голодной смерти. Врач лечит - он защищает от болезней. Учитель учит - он защищает от безграмотности. Часть дел по своей защите человек может исполнить сам, скажем, нанять врача или учителя. Или обработать участок земли.  Есть дела, которые могут выполнить только сообщества людей, скажем, построить дом или трактор. Но есть дела (угрозы), от которых самому защититься изначально невозможно. Защититься от внешнего врага, например,  можно только при участии каждого члена общества.

Мы преобразуем существующее государство,  преследуя одну цель – защитить народ в случаях, когда для защиты требуются усилия каждого гражданина или подданного этого государства. Ни для чего иного  государство нам не требуется. Поскольку этой цели можно достичь только путем разделения труда, то возникает необходимость в управленцах. Законодатель  возьмет на себя ответственность за всю защиту народа в целом, а подчиненные ему специалисты (государственные служащие) организуют народ на эту защиту:

- разделят дело для исполнения его каждым членом общества;

- зададут каждому время исполнения его части дела;

- установят справедливое получение каждым результатов дела, либо тягот по нему.

Таким образом, управление и управленцы нужны самим людям, самому обществу, так как без них невозможно сделать нужное всем Дело. Защищать себя народ будет сам(силами населения), но организуют его для этого органы управления государством.

Для организации населения органы управления должны иметь власть - иметь возможность поощрять и наказывать каждого члена общества, каждого гражданина. И у них эта власть есть и будет. Умный человек, понимающий задачу и полезность управленца, будет исполнять его указания исключительно в силу своего понимания. Точно так же, как честный и храбрый солдат исполняет приказы командира только в силу понимания того, что командир вместе с ним защищает Родину, и его команды дают возможность защитить ее максимально эффективно. А не потому, что командир может его наказать или поощрить.

При коммунизме все люди будут исполнять команды управленцев исключительно в силу понимания необходимости их исполнения для защиты общества. Насилие, наказание при коммунизме потеряет свой смысл. Но до коммунизма еще очень далеко. Мы строим идеальное государство, но впадать в идеализм не собираемся. Сегодня люди в большинстве своем исполняют указания управленцев только потому, что те имеют над ними власть.

Государство, служащее народу

Но и народ, в свою очередь, должен иметь власть - иметь возможность поощрять и наказывать органы управления государством. Иначе что же это за народовластие?

Чтобы государство служило народу, народ должен иметь в своих руках “кнут” и “пряник” для высших государственных чиновников. Эти кнут и пряник будут иметь вид суда всех избирателей России над избранными ими органами власти. Каждый избиратель будет судить власть только на основе собственного представления о заслугах власти и ее вине. Представления, основанного на изменениях его собственной жизни - улучшилась она или нет.

Это первое что мы сделаем, придя к власти и без этого мы не примем ни одного следующего закона - вручим народу кнут и пряник для аппарата управления государством. А поскольку   мы будем находиться во главе этого аппарата - то вручим народу кнут и пряник для себя. Такого еще никогда и нигде в мире не было, и мы, Россия, будем первыми на пути осмысленного строительства народовластного государства.

Так как наше государство создается для защиты народа, а не населения, то народ в государстве является самым главным хозяином, в том числе и для населения, все делается во имя него и высшая власть - у него.

Мы изменим  основной закон нашего государства - Конституцию. Она примет вид договора народа России с органами управления Россией. Создавая государство, народ обязуется, что население будет исполнять все законы и распоряжения органов управления государством и за неисполнение каждый гражданин может быть наказан по закону. В свою очередь органы управления государством обязуются организовать коллективную защиту народа так, чтобы и жизнь населения и жизнь последующих поколений улучшалась и материально, и морально. И если жизнь народа ухудшится, и избиратели не увидят в этом объективных причин, то избранная народом власть будет наказана тюремным заключением.

Чтобы разобраться, как государству стать таким инструментом, необходимо разобраться, где нужно вмешательство государства в жизнь людей, а где можно без него обойтись.

Государственная и общинная защиты

Государство нужно, чтобы люди сообща обеспечили себе защиту. Мы ставим вопрос: зачем нужен аппарат управления всего государства, а, следовательно, и весь российский народ для обеспечения таких защит, которые способны обеспечить себе небольшие группы людей - общины? Зачем нам из пушки стрелять по воробьям? Да, защиту от внешнего врага можно обеспечить только силами всего народа и только под руководством органов управления государством. Да, защиту россиянина за рубежом тоже надо поручить государству.

Но зачем, скажем, всю медицинскую защиту гражданина поручать государству? Ведь что оно делает? Оно взимает с каждого человека деньги в виде налогов, а потом за эти деньги нанимает этому человеку врача. А зачем? Что, община сама не сможет нанять себе врача? И не платить эти деньги чиновникам государственного аппарата, а платить сразу врачу? Такой врач, зная, у кого деньги берет, и работать будет лучше. Зачем забирать у людей деньги, чтобы заплатить участковому милиционеру, учителю? Пусть люди сами платят.

Создать исследовательский институт по проблемам рака, СПИДа, другим болезням - да! Это нужно всему народу. Поймать преступника на всей территории России и за рубежом - да! Этим нужно заняться всему государству, тут оно необходимо. А участковый врач, участковый милиционер - какое дело всем до того, кто они и сколько получают? Какое дело остальным до того, как данная община наказывает своих преступников - сажает в тюрьму или порет кнутом? Это личное дело общины и преступников.

Строя свое государство, мы будем его постепенно реконструировать так, чтобы общины взяли на себя законодательные функции во всех тех вопросах защиты граждан, которые будут им по плечу и которые касаются только членов общин. И делать это будем не для того, чтобы быть "впереди планеты всей". А для того, чтобы приблизить источник законов к тем, кому эти законы исполнять, и для защиты кого эти законы даются.

В дальнейшем мы будем предоставлять гражданам России возможность организовывать сообщества - общины. Общинами мы будем называть как можно более малую группу людей, имеющую средства производства и способную обеспечить себя коллективными видами негосударственной защиты. В идеале это - село, поселок, город, в котором люди живут и в котором работают.

Дополнительно об особенностях общинного устройства можно прочесть в «Командировке в государство Солнца».

Общие черты нашего государства

По мере приближения к решению того или иного вопроса, мы будем его детально прорабатывать и обсуждать с народом. Но принципиально наше государство будет выглядеть так. Вся Россия изберет законодательный орган, который возглавит Россию. Этот орган будет подвергаться суду во время перевыборов.

Государственные чиновники - высококвалифицированные специалисты - будут организовывать население на исполнение общероссийских законов. Эти законы будут касаться только тех вопросов защиты народа, где требуются или выгодны усилия всей России. По остальным вопросам законы будут принимать общины. Общины будут назначать своих членов и собирать налоги, а государству платить из собранного его долю за всю общину.

При таком строении государства пропадет необходимость в промежуточных бюрократах - во всех этих автономных республиках и областях. Ведь для их содержания нужны деньги. А зачем община будет им платить? Что они могут сделать такого лучше, чем это может сделать Россия? Ведь общины способны принимать любые законы, если они не касаются других общин. Могут вводить законы о любых языках, называть себя как хотят, петь любые песни, вывешивать любые флаги, молиться любому Богу. Люди будут гражданами мощного и сильного государства, имея вместе с тем максимум личной свободы и максимум прав.

Наше государство будет похоже на российское государство до начала XIX в. В нем были мощные автономные общины, которые сами назначали и собирали налоги и в дела которых царь не вмешивался. Но это российское государство строилось эмпирически, без теории, без понимания, зачем именно оно должно быть таким.  Поэтому оно было разрушено царской бюрократией, для которой общины были препятствием для разгула и произвола, и добито бюрократией СССР. Мы будем строить свое государство по плану, сознательно, понимая, что делаем и, тем не менее, оно будет наиболее похоже именно на исконную Россию.