Юрий
Иванович Семенов
При разработке
теоретических разделов книги (часть
I
и
II,
частично
III)
использованы работы Ю.И. Семенова.
СЕМЕНОВ Юрий Иванович
(р. 05.09.1929) — российский историк и философ, специалист по теории
познания, философии истории, этнологии, истории первобытного и
раннеклассового общества; кандидат философских наук, доктор
исторических наук.
Родился в г. Свердловске. Окончил исторический факультет Красноярского
государственного педагогического института (1951), отделение философии
курсов преподавателей общественных наук при Уральском ун-те (1952).
С
1952 г. — старший преподаватель, затем доцент Красноярского
пединститута, с 1962 г. — заведующий кафедрой философии Рязанского
медицинского института, с 1967 г. — профессор, с 1980 г. — заведующий,
с 1984 г. — профессор кафедры философии Московского
физико-технического института. В 1968–1970 гг. — по совместительству
старший научный сотрудник сектора методологии истории Института
всеобщей истории. С 1972 г. — по совместительству последовательно
старший, ведущий, главный научный сотрудник Института этнографии АН
СССР (с 1990 г. — Институт этнологии и антропологии РАН). С 2000 — по
совместительству профессор кафедры социальной философии философского
факультета Московского государственного университета.
Кандидатская диссертация — «Возникновение и основные этапы развития
труда» (Томский государственный университет, 1956). В качестве
докторской диссертации защищена в 1963 г. в Институте этнографии АН
СССР монография «Возникновение человеческого общества» (Красноярск,
1962). Профессор по кафедре философии (1964). [5]
Кредо ученого
“Главное для меня
— поиск истины. Меня влечет то, что еще никому не известно, то, что
еще никем не открыто. Величайшая радость для меня состоит в том, чтобы
узнать то, что до меня никто не знал… Я разделяю все основные идеи,
лежащие в основе марксистской философии, и поэтому считаю себя
марксистом. Но, принимая их, я одновременно разрабатываю эти идеи на
основе нового фактического материала. Напомню, что В.И. Ленин в свое
время писал: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто
законченное и неприкосновенное: мы убеждены, напротив, что она
положили только краеугольные камни той науки, которую социалисты
должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать
от жизни».[1]
“…марксизм для меня — это прежде всего философия, т. е.
определенный метод научного исследования явлений мира вообще,
общественных
явлений в частности. Этот метод представляется мне наилучшим из всех
существующих.
Равного ему я не знаю. Он прекрасно работает и позволяет давать
ответ на такие вопросы, с которыми не может сладить никакой другой
метод” [2]
Научные
результаты
Теория
исторического материализма и философия истории
“Больше всего
до сих пор я занимался разработкой проблем исторического материализма.
Дело в том, что когда К. Маркс и Ф. Энгельс создавали
материалистическое понимание истории, существовала теории лишь одно
экономической системы — капиталистической. Конечно, названные
мыслители принимали во внимание существование и иных, кроме
капиталистической, экономик, но о них в то время мало что были
известно. Поэтому их набросок теории исторического материализма
отличался, если можно так выразиться, своеобразным «капитализмоцентризмом»:
то, что было характерно в основном лишь капитализму, они нередко и
принимали, и выдавали за общее, присущее всем способам производства. Я
не просто детально изучил первобытную экономику, но и создал первую ее
теорию. Много я занимался исследованием и других докапиталистических
способов производства, что нашло выражение в моей работе «Введение о
всемирную историю» (Вып. 1–3. М., 1997–2001). Это позволило мне в
значительной мере избавить исторический материализм от «капитализмоцентризма».
Именно последний, например, лежит в основу сведения К. Марксом и Ф.
Энгельсом развития производительных сил общества к прогрессу техники
производства. Мне удалось выявить еще два, кроме технологического,
способа повышения уровня развития производительных сил общества:
темпоральный и демографический. Первый, характерный для
древнеполитарного общества, заключался в увеличении рабочего времени
(человек должен был трудиться больше часов в день и больше дней в
году), второй, присущий античному (рабовладельческому, серварному)
обществу, — в увеличении доли производителей в составе населения
общества. “[1]
“ По-новому
были разработаны в моих работах и многие другие проблемы философии
истории. Но самым важным я считаю замену линейно-стадиальной
интерпретации смены общественно-экономических формаций
глобально–стадиальной.” [1]
История
первобытности
“В монографии
«Возникновение человеческого общества» (1962) я, вероятно, впервые в
науке показал, что становление человека (антропогенез) нельзя понять,
не рассмотрев становление общества (социогенез), что антропогенез и
социогенез представляют собой не два самостоятельных, хотя и тесно
связанных процесса, а две стороны одного единого процесса —
антропосоциогенеза. Понимание единства антропогенеза и социогенеза
помогло мне решить многие конкретные проблемы, в частности
неандертальскую. Уже в книге «Как возникло человечество» был дан
первоначальный набросок картины возникновения брака и семьи.
Окончательно новая схема эволюции брака и семьи был изложена в другой
моей работе «Происхождение брака и семьи» (1974)” [1]
Теория
первобытной и первобытно-престижной экономики
Теория
крестьянской экономики
“Многие
экономические антропологи пытались создать теорию первобытной
экономики. Однако решить данную задачу им оказалось не под силу.
Сделать это удалось мне. В работе «Экономическая этнология.
Первобытное и раннее предклассовое общество» (Вып. 1–3. 1993) была
изложена стройная система категорий, отражающая как статику, так и
динамику развития экономических отношений, начиная с
первобытно-коммунистических и кончая тем способом производства,
который долгое время было принято именовать «азиатским». Это была
первая в истории мировой научной мысли теория одной из
некапиталистических экономических систем. До этого в науке
существовали теории только капиталистической экономики. Так как из
первобытной экономики возникли все докапиталистические экономические
системы, то создание данной теории давало ключ к пониманию и сущности
всех их. Способствует этому и выработанная мною несколько позднее
теория крестьянской экономики.” [1]
Теория
политарной (“азиатской”) общественно-экономической формации
“При исследовании
социально-экономической структуры предклассового общество мне удалось
выявить существование трех новых формы эксплуатации человека
человеком, которые я назвал доминарной, магнарной и нобиларной. В
последующем выяснилось, что в предклассовом обществе параллельно
существовало, по меньшей мере, шесть социально-экономических типов
социоисторических организмов и поэтому его нельзя охарактеризовать как
общественно-экономическую формацию. Один из этих типов — формирующееся
общество с «азиатским способом производства». Именно это общество дало
начало первым классовым социоисторическим организмам, первым
цивилизациям.
Общая теория
политарного способа производства, а тем самым и политарной
общественно-экономической формации, была изложена в работе, которая
была написана в 1974 г. Как выяснилось в дальнейшем, существует не
один, а несколько политарных способов производства. Один из них —
древнеполитарный способ, возникший на Древнем Востоке и
просуществовавший в Азии до конца XIX в. Он бытовал в двух видах
(«городском» и «сельском») и в трех формах (политообщинной,
политодоминарной и политомагнарной). Разные варианты политарного
способа производства возникали в разные эпохи в Спарте, Древнем Риме,
Северной Европе, в России, в Западной Европе начала нового времени.
Один из
вариантов политарного способа производства — неополитарный — возник в
России после Великой Октябрьской рабоче-крестьянской революции 1917 г.
Так исследование
предклассового и ранних классовых обществ привело к пониманию сущности
социально-экономического строя СССР К выводу о том, что в СССР и в
других стран т.н. «социалистического лагеря» существовал не социализм,
а неополитаризм, я окончательно пришел ещё в начале 70-х годов. Более
или менее детальная картина становления неополитаризма в СССР была
нарисована в статье, написанной в начале 1991 г., категорически
отвергнутой журналами «Социологические исследования» и «Свободная
мысль», и, наконец, опубликованной в расширенном виде в 1993 г. в мало
кому известном малотиражном альманахе «Российский этнограф». Она
называлась «Россия: что с ней случилось в двадцатом веке». “ [1]
Этнография
“Первым в
отечественной науке я выдвинул положение о том, что этнос (этническая
общность) и нация представляют собой качественно отличные явления,
относящиеся к разным сферам жизни общества, и разработал теорию, как
этноса и этнических процессов, так и нации и национальных движений.
Сейчас это положение принимается многими учеными и практиками. Если
большинство этнографов полагало, что этносы в истории человечества
существовали всегда, то я, на мой взгляд, достаточно убедительно,
показал, что они возникли довольно поздно — лишь с переходом к
классовому обществу. В первобытном обществе никаких этносов не было.”
[1]
Научные планы
“Если будет время,
здоровья и возможность, я попытаюсь написать работу «Введение в науку
философии», в которой будет дано систематическое изложение всех чисто
философских проблем и, прежде всего, вопросов теории и предельно общей
методологии познания. “ [1]
Отзывы о
работах Ю.И.Семенова
Отечественные:
“Если
номенклатурные верхи раздражало, что я писал об азиатской формации, то
для "низов" было совершенно неприемлемо, что я отстаивал идею
общественно-экономических формаций, не отвергал, а разрабатывал
материалистическое понимание истории. И чем лучше была написана моя
статья, тем большую неприязнь она у них вызывала. Но однажды меня
просветил молодой сотрудник редакции журнала "Вопросы философии".
"Ваша статья, - сказал он мне, - написана чрезвычайно ярко и
убедительно. Прочитав ее, многие придут к выводу, что теория
общественно-экономических формаций верна, что она не только не
находится в противоречии с новыми фактами, но, наоборот, с ними
полностью согласуется. Тем самым ваша статья будет способствовать
росту доверия к марксизму, что допустить нельзя. Марксизм должен быть
дискредитирован. Поэтому мы ее в журнал ни в коем случае не пропустим.
Из статей по историческому материализму мы отбираем только самые
дубовые, самые глупые, способные только окончательно скомпрометировать
это учение. А если вы вдруг захотите обратиться за поддержкой к
главному редактору, то мы ему скажем, что ваша статья является
ревизионистской, что она направлена на подрыв марксизма". [3]
Зарубежные:
Выдающийся британский философ и этнолог
Э. Геллнер:
“В опубликованной в 1988 г. его книге
«Государство и общество в советской мысли» из восьми глав две
посвящены
моим работам, одна — моей трактовке социогенеза, другая — моей философии
истории. «Семенов, — пишет он в этой книге, — один из наиболее эрудированных
историков этнологических и социальных идей, обладающий совершенным
и точным знанием западной мысли и замечательной способностью
беспристрастного и сжатого ее изложения. Но он много больше, чем историк
идей. Он творческий, искусный и оригинальный теоретик, чья
приверженность к марксизму позволяет ему как постигать проблемы,
относящиеся
к существующим теоретическим структурам, так и предлагать интересные
решения их». [2]
Крупнейший знаток первобытной и крестьянской экономики Р.Ферс:
“За много лет до выхода в свет указанной книги Геллнер
обратился ко мне с просьбой разрешить ему перевести на английский язык
и
опубликовать мою работу «Теоретические проблемы "экономической антропологии"»,
напечатанную в сборнике «Этнологическая наука за рубежом.
Критические очерки» (М., 1973). Обосновывал эту просьбу Геллнер тем,
что
данная работа содержит самый полный, обстоятельный, глубокий и в то же
время необычайно объективный разбор трудов западных специалистов по
экономической антропологии,
равного которому на Западе нет. После завершения
перевода Геллнер мне написал, что крупнейший знаток первобытной
и крестьянской экономики Р. Ферс,
прочитав раздел, посвященный анализу
его трудов, сказал, что более
глубокого проникновения в сущность его взглядов
он еще не встречал. Вскоре после этого я получил от Ферса экземпляр
его знаменитой
«Полинезийской примитивной экономики» (1939; 1965; 1967) с теплой
дарственной надписью. Перевод был опубликован в 1974 г [4]
С некоторыми
работами Ю.И.Семенова можно ознакомиться в Интернете
http://www.orthomarxism.narod.ru
http://www.istmat.ru/index.php?menu=1&obj=16&item=38
Источники
сведений
1.Интервью с
Ю.И.Семеновым. Личность. Культура. Общество. 2004. Т. VI. Вып. 4. С.
322–340.
2.Ю.И.Семенов
“О ПЕРВОБЫТНОМ КОММУНИЗМЕ, МАРКСИЗМЕ
И СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА”, Этнографическое обозрение, 1992,
N3
3.Ю.Семенов.О моем "пути в первобытность" // Академик Ю.В. Бромлей и
отечественная этнология. 1960-1990-е годы. М. Издательство "Наука".
2003. С. 164-211.
4.Ю.И.Семенов “О
теории первобытности и о многом другом”, Личность. Культура. Общество.
2006. Вып. 2 (30). С. 77-94.
5.фото
Ю.И.Семенова и биографические данные
http://www.istmat.ru/index.php?menu=2&action=1&item=2
|